В начале 19 столетия одним из выдающихся российских драматургов был В.А. Озеров. В 1807 г. он написал трагедию «Дмитрий Донской». Кое-какие фрагменты, с ней связанные, я хотел бы выложить здесь. Мне кажется, любопытно, особенно тем, кто войной 1812 года увлекается.
читать дальшеТеатрал С.П. Жихарев о премьере пьесы: «Вчера, по возвращении из спектакля, я был так взволнован, что не в силах был приняться за перо, да, признаться, и теперь еще опомниться не могу еще от тех ощущений, которые вынес с собой из театра. <…> Я сидел в креслах и не могу отдать отчета в том, что со мной происходило. Я чувствовал стеснение в груди, меня душили спазмы, била лихорадка, бросало то в озноб, то в жар, то я плакал навзрыд, то аплодировал из всей мочи, то барабанил ногами по полу – словом, безумствовал, как безумствовала, впрочем, и вся публика, до такой степени многочисленная, что буквально некуда было уронить яблока. В ложах сидело человек по десяти, а партер был набит битком с трех часов пополудни; были любопытные, которые, не успев добыть билетов, платили по 10 и более р. за место в оркестре между музыкантами. <…> Яковлев открыл сцену; с первого произнесенного им стиха «Российские князья, бояре» и проч. все мы обратились в слух, и общее внимание напряглось до такой степени, что никто не смел пошевелиться, чтоб не пропустить слова, но при стихе «Беды платить врагам настало нынче время!» вдруг раздались такие рукоплескания, топот, крики «браво» и проч., что Яковлев принужден был остановиться. Этот шум продолжался минут пять и утих ненадолго. Едва Дмитрий в ответ князю Белозерскому, склонявшему его на мир с Мамаем, произнес: «Ах! лучше смерть в бою, чем мир принять бесчестный!» - шум возобновился с большею силой. Но надо было слышать, как Яковлев произнес этот стих! Этим одним стихом он умел выразить характер представляемого им героя, всю его душу и, может быть, свою собственную».
Каратыгин П.А. о представлении пьесы осенью 1812 года: «Когда актер Бобров, игравший боярина, сказал первые два стиха своего монолога: «Спокойся, о княжна, победа совершенна. Разбитый хан бежит, Россия свобожденна» - театр задрожал от рукоплесканий, зрители вскочили с мест, закричали ура, махали шляпами, платками, и в продолжение нескольких минут актер не мог продолжать своего монолога».
Познанский В.В. Очерки истории русской культуры первой половины XIX века. М., "Просвещение", 1970.
Яковлев Н.И. История русской культуры: XIX век. СПб.: Издательство "Лань", 2002.
Конечно, ошибок в пьесе много, но она оказалась очень уместна в свое время. Я ее читал довольно давно, но книга, увы, утеряна.
Кстати, там Екатерина Семеновна Семенова Ксению, невесту Дмитрия Донского, играла (тоже ошибка, князь был на тот момент женат на дочери нижегородского князя Евдокии)
@темы:
1812 год,
Историческое
Злободневно, вот людям и понравилось.
Злободневно, вот людям и понравилось.
Остальные его сочинения тоже пользовались большим успехом у зрителей, а они были на античные и средневековые сюжеты. И менее напыщенны, чем другие драматические произведения того времени. Тот же Жихарев его "Эдипом в Афинах" восхищается и пишет, что нет напыщенности в трагедии.